История УИС области

1. История тюремного служения в России до 1775 г.

Тюрьма в качестве карательного инструмента в руках государства существует со времен глубокой древности, однако социальный институт тюрьмы, нацеленный не только на наказание преступников, но и на их исправление, возник сравнительно поздно - только в новое время. Отныне цель тюрьмы состоит не в том, чтобы просто карать виновных, но подавлять у них негативные наклонности и стимулировать позитивные.

Однако следует признать, что реализация исправительной функции удавалась тюрьме нового времени в весьма малой степени. В большинстве тюрем положение заключенных было ужасающим. Они содержались в помещениях без достаточного света и воздуха, спали на земляном полу, питались хлебом и водой. Так обстояли дела и в Европе, и в России. 

В допетровской Руси на протяжении столетий существовали монастырские тюрьмы. Тюрьмы Соловецкого, Иосифо-Волоколамского и других монастырей отличались чрезвычайной суровостью содержания узников. Сажание узников на цепь и битье батогами были обычным делом. Сидели арестанты, как правило, в общем помещении, одиночно помещались иногда только находившиеся в земляных тюрьмах. Большей частью на арестантов налагались оковы, плечные железа, колодки, или они сковывались попарно. Пропитывались они на свой счет или подаянием, для чего они выпускались из острога, скованные по двое или более.

Г.К.Котошихин, русский диссидент XVII века, бывший подьячий Посольского приказа, в своем сочинении о России, составленном по заказу шведского правительства, пишет: «А которых людей на Москве и в городах, воров, разбойников и татей, и в иных злых делах, приводят и сажают их в тюрьму; и тех людей, у кого есть отцы и матери или иные сородичи, и жена, и дети, кормят их сами, своим. А у которых нет сородичей и кормиться нечем, и из тех воров, которые в малых винах сидят, на всякий день выпущают по два человека скованных, со сторожами, собирати по людям, по дворам и по торгам милостыню, деньгами и хлебом; а что от которого дни соберут, мало или много, и то меж себя делят с товарищи все вместе и тем себя кормят» [1]. 

Как орган исполнительной власти отечественная уголовно-исполнительная система получила свое первое серьезное оформление при царе Алексее Михайловиче. В 1648г. было издано Уложение, в соответствии с которым заведование тюрьмами возлагалось: в Москве - на земской и разбойный приказы, а в других городах - на выборных должностных лиц - губных старост и целовальников. 

Целовальники назначались за крестным целованием и поруками по выбору сошных людей за их вознаграждение. Они должны были жить при тюрьмах и всеми мерами заботиться, чтобы сидельцы не бежали. Губные старосты заведовали тюрьмами и должны были заботиться об их исправности, но внутри самой тюрьмы существовало свое особое управление, тюремная община, со своими выборными старостами,  строгими артельными порядками, особым общинным хозяйством, пополнявшимся общинным сбором, особыми сборами в виде «влазного» со всякого вновь входящего. Община признавалась самим правительством, от нее принимались челобитные.

 2. Губернаторы и губернские правления

В соответствии с реформой, проведенной в 1775г. Императрицей Екатериной II и ее «Учреждением для управления губерний» Россия делилась на ряд губерний, делившихся, в свою очередь на уезды. Во главе губерний были поставлены губернаторы с подчиненными им губернскими правлениями. Губернатор стал главой всей исполнительной власти в губернии. В наиболее важных частях страны он получал титул генерал-губернатора, имел фактически ничем не ограниченную власть и подчинялся напрямую императрице. В компетенцию губернаторов и губернских правлений были переданы многие функции, осуществлявшиеся ранее органами центрального правления, в т.ч. и руководство местной полицией, заведование тюрьмами. 

На основании «Учреждения для управления губерний» была создана сельская полиция. В каждом уезде дворянские собрания определяли несколько кандидатур в «нижний земский суд», осуществлявший административно-полицейские и судебные функции. Состав нижнего земского суда (3-4 заседателя) во главе с его руководителем - земским исправником (или как его еще называли, капитаном-исправником) утверждался губернатором и подчинялся ему же через губернское правление. 

«Учреждение для управления губерний» определило и характер организации городской полиции. Во всех городах, где не было постоянного военного гарнизона, на нижних чинов которого во главе с комендантом гарнизона, возлагались полицейские обязанности, создавалась должность городничего. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления, которому и подчинялся. 

В губернском центре на постоянной основе назначались обер-полицмейстеры, также подчиненные губернатору.
В дополнение к указу о введении должности полицмейстеров, губернаторы и коменданты получили указание лично формировать штаты полиции из числа гражданских чиновников. К концу XVIII в. наметилось очевидное разграничение полномочий армии и полиции в отправлении административно-полицейских и хозяйственных функций - осуществлялась своеобразная «специализация» армии и полиции. 

В 1800 г. полиция на законодательном уровне была признана как «часть гражданская». 

Одним из важнейших направлений реформирования государственной системы стало образование в соответствии с Манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 г. новых органов центрального управления - министерств, среди которых особая роль и место отводились Министерству внутренних дел. Важнейшей стороной деятельности этого министерства являлось руководство полицией помимо исполнения большого объема других внутренних функций государства. В его ведении оказались самые различные учреждения: местные административно-полицейские органы, сословные органы, учреждения благотворительности, управление иностранными поселенцами, продовольственное
Административно-территориальное деление страны, с которым взаимоувязывались строение и деятельность местных органов внутренних дел, в пореформенный период не претерпело существенных изменений. 

Главой местного управления по-прежнему оставался губернатор, являвшийся представителем высшей власти и официальным представителем Министерства внутренних дел, по закону признаваемый «хозяином губернии». Компетенция губернаторов в дальнейшем продолжала расширяться. Так, в 1866 г. губернаторы получили право ревизии всех гражданских учреждений губернии независимо от ведомства, в 1880-е гг. - снова право влияния на суд (просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей и т.п.). 

С образованием в 1810 году Министерства полиции высшее управление тюрьмами было передано его департаменту полиции. Последнее сохранило данные функции и после 1819 года (тогда Министерство полиции было организационно слито с МВД и стало Департаментом полиции) и вплоть до 13 декабря (по старому стилю) 1895 года, когда по Высочайшему повелению тюремное ведомство было переподчинено Министерству юстиции. 
Отдельно от тюрем гражданского ведомства в Российской Империи существовали военно-тюремные учреждения военного ведомства. 

Таким образом, до второй половины XIX в. специализированных и подчиненных центральной исполнительной власти учреждений по управлению местами заключения и ссылки не существовало.

3. «Общество попечительное о тюрьмах» (1819-1895 гг.)

Его губернские комитеты, их уездные отделения.

Когда в 1819 г. император Александр I и правительство впервые обратили серьезное внимание на необходимость улучшения как материального, так и духовного состояния осужденных, то это произошло благодаря известному английскому филантропу Вальтеру Веннингу, который представил царю пространную записку о необходимости улучшения содержания тюрем и о важности общеобразовательного обучения и религиозного воспитания арестантов. 

Эта записка была составлена под прямым влиянием идей английского протестанта-индепендента Джона Говарда (1726 – 1790). В 1777 г. он издал книгу "Положение заключенных в Англии и Уэльсе". Понимая, что тюрьма – это один из предустановленных Богом элементов земного порядка, рассчитанный на преодоление опасных проявлений греховной человеческой природы, Говард одновременно подчеркивал, что за узниками следует признавать определенные естественные и религиозные права и не отнимать их у них, ибо в противном случае они потеряют человеческий облик. 

В 1781 г. Говард предпринял путешествие в Россию, побывав в Петербурге, Москве, Вышнем Волочке и Твери. При этом он отклонил приглашение императрицы Екатерины II посетить ее резиденцию, объяснив свой отказ тем, что цель его прибытия — посещение тюрем, а не дворцов.           

В результате, 22.06.1819 г., по личной воле императора Александра I , было образовано «Общество попечительное о тюрьмах», разделившее с Департаментом полиции МВД и генерал-губернаторами полномочия по управлению тюремным хозяйством страны. Находящееся под покровительством императора, оно имело целью «нравственное исправление содержащихся преступников, улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей». Достижение этих целей обеспечивалось указанными в его уставе средствами: «ближайшим и постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; занятием их приличными упражнениями и заключением провинившихся или буйствующих из них в уединенное место». 

Надо отметить, что Попечительское о тюрьмах общество, по тогдашней традиции, носило общественно-государственный характер. 

«Общество», с его губернскими комитетами и уездными отделениями, стало распоряжаться всеми сторонами хозяйственного жизнеобеспечения тюрем. Средства «Общества» составляют: суммы, получаемые из казначейств на продовольствие арестантов, лечение их в тюремных больницах и покупку для них одежды, белья и обуви, из городских общественных управлений - на отопление, освещение и ремонт тюрем; частные пожертвования. 

Комитеты «Общества» занимаются наймом вольнонаемного персонала тюрем и надзирателей. При назначении в тюрьмы смотрителей, их помощников и других лиц, генерал-губернатор предварительно сносится о тех лицах с губернскими комитетами «Общества» и его отделениями в уездах. Попечение «Общества» распространяется на тюрьмы (губернские и уездные тюремные замки), полицейские места заключения и исправительные арестантские отделения. Ежегодно губернские комитеты составляют  направляют подробнейшие отчеты о своей деятельности Президенту «Общества».
Президент «Общества» назначается императором. 

Члены комитетов имели право в любое время посещать тюрьмы и тюремные больницы. 

В состав губернских комитетов «Общества» входили вице-президенты (генерал-губернатор, архиерей и прокурор судебной палаты), директора по должности (губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, управляющие отдельными частями, губернский врачебный инспектор, голова города-столицы губернии, председатель губернской земской управы, губернский тюремный инспектор, товарищ прокурора палаты, прокурор окружного суда и губернский полицмейстер). В состав уездных отделений губернских комитетов входили - председательствующий директор, директора по званию (уездный предводитель дворянства, благочинный, городской голова, уездный врач, председатель уездной земской управы, уездный член окружного суда, городской судья, тюремный инспектор, товарищ прокурора окружного суда, полицмейстер уездного города и исправник), директора по выбору и, наконец, члены общества из числа частных лиц. 

07.11.1851 г. утвержден новый устав «Общества», а в 1855 году «Общество» было подчинено Министерству внутренних дел. 

Новый устав «Общества» окончательно утвердил бюрократический подход к комплектованию тюремных комитетов. С этого момента главное попечение о всех исправительных местах лишения свободы было предоставлено именно «Обществу» (ст.ст.15, 29 «Устава содержащихся под стражей» 1857 г.). К этому времени «Общество» состояло из 42 губернских и 137 уездных отделений. 

Реформа 1851 г., придав обществу попечительному о тюрьмах совершенно неопределенный полуадминистративный, получастный характер, окончательно его разрушила. Официальные директора, часто не имевшие никакого интереса к тюремному делу, не имели за массою личных дел возможности посвящать достаточно времени тюрьмам. В результате тюремные комитеты и отделения, за редкими исключениями, бездействовали. Ближайшее тюремное начальство, т. е. смотрители тюрем, не уполномоченные по закону на заведование важнейшими отраслями тюремного дела, фактически получили это заведование в свои руки, не неся за него никакой законной ответственности. Между тем персонал тюремных смотрителей при скудости получаемого ими содержания не мог представлять тех нравственных гарантий, которыми оправдывалось бы подобное расширение круга их служебных прав и полномочий. 

Еще в худшем положении был надзор в тюрьмах, разделенный между вольнонаемными (с 1865 г.) надзирателями и военным караулом. Во многих губерниях надзиратели получали не более 8 рублей в месяц, без довольствия пищей и одеждой. При ревизии некоторых тюрем оказалось, что надзиратели ходили в арестантских каторжных халатах и в виде подачки пользовались остатками пищи из арестантского котла. 

В 1863 г. в составе МВД была образована Особая комиссия в относительно короткий срок осуществившая глубокое обследование состояния мест заключения. В последующем, выработка проекта тюремной реформы продолжалась в целом ряде комиссий и комитетов. В частности, с 1869 г. над проектом тюремной реформы трудилась межведомствен­ная комиссия МВД, Второго отделения Е.И.В. канцелярии, прокуратуры, Об­щества попечительного о тюрьмах.
В 1877 г. Государственным Советом была создана специальная Комиссия о тюремном преобразовании. 

По результатам её работы над проектом реформирования общества, 12.03.1879г. в структуре МВД было создано Главное тюремное управление (ГТУ), к которому перешло непосредственное руководство УИС. Начальнику Главного тюремного управления одновременно на весь период состояния в данной должности даровалось звание президента «Попечительного о тюрьмах общества». 

С 13 декабря 1895 года Главное тюремное управление выведено из состава МВД и переподчинено Министерству юстиции.
На местах (всего в 24 губерниях), начиная с 1890 года, структурными подразделениями названного управления являлись губернские тюремные инспекции в лице губернских тюремных инспекторов и их помощников, но непосредственно подчиненных местным генерал-губернаторам.

3.1. Московский губернский комитет «Общества попечительного               
    о тюрьмах» (1819-1895гг.)


Московский губернский комитет «Общества попечительного о тюрьмах» создан по инициативе Московского генерал-губернатора князя Дмитрия Владимировича Голицына. 

10.11.1828г. (по старому стилю) статс-секретарь Н.Муравьев сообщил Президенту «Общества» князю В.С. Трубецкому о Высочайшем утверждении списка членов «Московского попечительного о тюрьмах комитета». В состав комитета вошли 3 вице-президента, 15 исполнительных директоров, 3 купца. Одним из директоров комитета, по настоятельной рекомендации князя Голицына, назначен доктор Федор Петрович Гааз, известный гуманист и филантроп. [2] 

29.12.1828г. (по старому стилю) в резиденции Московского генерал-губернатора и под его председательством состоялось первое заседание комитета, распределены полномочия, избраны 2 секретаря, казначей, образованы 3 подкомитета: 1 - для разделения преступников по роду преступлений, 2-хозяйственный, 3 - рукодельный. [3] 

С 1830г. по 1840гг. комитет получил в свое ведение все функции по управлению губернским тюремным хозяйством, за исключением внешней охраны тюрем и конвойных команд (остались в ведении губернского обер-полицмейстера). Назначение начальников губернских мест заключения находится в ведении генерал-губернатора. Кандидатуры начальников только согласуются с комитетом.

С 1840г. создаются уездные отделения «Московского попечительного о тюрьмах комитета». Строятся по тому же принципу, имеют те же полномочия, что и губернский комитет. [4] 

Московский комитет общества упразднен в 1895 г. 

Вместо него учреждены Московские губернские мужские и дамские тюремно-благотворительные комитеты. Они были лишены права влиять на хозяйственную жизнь тюрем. Их возможности были ограничены исключительно благотворительной деятельностью, религиозными собеседованиями с заключенными и чтением религиозно-нравственной литературы. 

Все функции комитета перешли к назначенному министром внутренних дел в 1891 г. по представлению Главного тюремного управления МВД Московскому губернскому тюремному инспектору.

 4. Московская губернская тюремная инспекция (1891-1917 гг.)

Законом 1845г. «Об утверждении губернских правлений» последним было предписано ведать тюремной полицией и высылкой осужденных по приговорам судебных органов. В 1890г. в составе губернских правлений учреждены тюремные отделения. Законом от 31.03.1890г. для местного заведования тюремной частью в ряде регионов стали создаваться губернские тюремные инспекции. К 1896г. инспекции действовали уже в 24 губерниях. Губернские тюремные инспектора и их помощники назначались ГТУ МВД по формальному согласованию с губернаторами.       

В соответствии с Высочайше утвержденным 21.03.1890г. мнением Государственного Совета заведование тюремным отделением губернского правления возложено на губернского тюремного инспектора и его помощника. [5] Таким образом, губернские тюремные инспектора наделялись правами вице-губернаторов, контролирующих деятельность администрации местных пенитенциарных учреждений. 

Московский губернский тюремный инспектор выполнял функции по надзору за соблюдением федеральных законов и ведомственных нормативных документов, практическим руководством губернских мест заключения, периодически их инспектировал, анализировал тюремную практику, отчитывался в ГТУ, однако правом деятельного вмешательства в кадровую политику Московского генерал-губернатора не имел, назначать или увольнять сотрудников мест заключения без согласования с ним не мог. 

В соответствии с Высочайше утвержденным императором Александром III 14.06.1891г. мнением Государственного Совета о введении в текущем году тюремных инспекций в Томской, Казанской, Московской, Екатеринославской и Херсонской губерниях, [6] по представлению начальника ГТУ МВД Михаила Николаевича Галкина-Враского, [7] по согласованию с Московским генерал-губернатором Великим князем Сергеем Александровичем (Романовым), [8] 03.08.1891г. (по старому стилю, 16.08.-по новому) министр внутренних дел статс-секретарь Иван Николаевич Дурново издал приказ о назначении Московским губернским тюремным инспектором старшего советника Московского губернского правления в звании камер-юнкера, коллежского советника Юлиана Юлиановича Рафальского, помощником инспектора - состоящего при МВД бывшего Екатеринославского полицмейстера, откомандированного в распоряжение ГТУ, надворного советника Ивана Степановича Миклашевского. [9]

Определен размер финансирования Московской губернской тюремной инспекции. «Инспектору жалованья и столовых из 2500 рублей в год (по 208руб.33 1/3коп. в месяц), помощнику инспектора жалованья и столовых из 2000 рублей в год (по 166руб.66 2/3коп. в месяц), секретарю жалованья и столовых из 900 рублей в год (по 75руб. в месяц), на канцелярию – 583руб. 30 коп. с 03.08.1991г. по 01.01.1892г.» [10] 

Пенитенциарную систему Московской губернии в 1891 г. составляли следующие учреждения: 

1.  Центральная пересыльная тюрьма;
2.  Московская исправительная тюрьма;
3.   Губернская тюрьма;
4.   Рукавишниковский приют;
5.   Земский арестный дом (Московского уездного земства);
6. Городской арестный дом (для содержания осужденных по приговорам Московских городских мировых судей);
7. Уездные тюрьмы:
Богородская;  Бронницкая; Верейская; Волоколамская; Дмитровская; Звенигородская; Клинская; Коломенская; Можайская; Подольская; Рузская; Серпуховская; Сергиево-Посадская.  

Организация деятельности Московской губернской тюремной инспекции в период ее становления, а также состояние Московских городских и уездных мест заключения всесторонне отражены в рапорте от 21.07.1893г. инспектора ГТУ МВД действительного статского советника Брауна начальнику ГТУ М.Н. Галкину-Враскому об осмотре мест заключения г. Москвы и уездных тюрем.[11]                                                                                                                                                          

«Личный состав тюремного отделения Московского Губернского правления состоит из Секретаря при Инспекторе, 3-х делопроизводителей и 3-х помощников делопроизводителей. В означенных 3-х делопроизводствах и в столе Секретаря занимаются 28 вольнонаемных сотрудников. 

За 7 месяцев 1893г. делопроизводствами получено 14 652 входящие бумаги, оформлено 25 757 исходящих бумаг, начато 3 047 дел, выдано 658 ассигновок (платежных поручений Казначейству). 

На содержание тюремного отделения губернского правления и его канцелярии выделяется 7876 рублей в год, что недостаточно. Тюремное отделение помещается в 3-х комнатах: 1- кабинет инспектора, 2- кабинет помощника инспектора, 3 - 7 штатных чиновников и 28 вольнонаемных. Зимой в этой комнате трудно работать по недостатку воздуха и отсутствию вентиляции. Ввиду этих обстоятельств Тюремная инспекция вынуждена пользоваться общей с Губернским правлением регистратурой и счетной частью (бухгалтерией). Таким образом, вся корреспонденция, поступающая Губернскому тюремному инспектору, проходит сначала через Губернское правление и поступает к нему в распечатанном виде (в т.ч. секретная). 

С назначением в распоряжение тюремного инспектора в настоящем году особого строительного техника (из строительного отделения Губернского правления) строительные вопросы рассматриваются и разрешаются в тюремном отделении. Осенью начальники всех мест заключения составляют подробные сведения о предстоящих необходимых строительных работах во вверенных им тюрьмах и представляют их Инспектору. Эти ведомости проверяются техником, и им составляется приблизительная стоимость работ. Если возникают сомнения в необходимости проведения работ, то техником совместно с Инспектором проводится проверка на месте. Если производство работ признается необходимым и не превышает той части кредита, который выделяется ежегодно для каждой тюрьмы, то отпуск денег производится по ведомостям, составленным техником и утвержденным Инспектором. Сами работы проводятся под наблюдением техника начальниками мест заключения хозяйственным способом с применением арестантского труда. Все планы тюремных зданий уже переданы из Строительного отделения Губернского правления в тюремное, часть планов не соответствует действительности. 

Коломенская тюрьма Коломенская уездная тюрьма помещается в 2-этажном каменном здании рядом с Полицейским Управлением от которого отделяется оградой в 4 ½ аршина. Всего камер в обоих этажах главного корпуса – 11, там же – молитвенные комнаты. Во дворе по обе стороны тюрьмы имеются одноэтажные флигеля, где помещены: больница, кухня, баня, надзиратели, в другом – контора и квартира начальника тюрьмы. Вход в квартиру начальника тюрьмы находится за тюремной оградой. Все постройки в хорошем состоянии. 

Единственное, что нарушает общее приятное впечатление, производимое Коломенской тюрьмой, это отхожие места, устроенные в каменной для обоих этажей пристройке выгребной системы, без всякой вентиляции. Распространяемое этими местами зловоние заражает воздух почти во всем здании. 

Жалобы арестантов на плохую пищу подтвердились. Хлеб оказался с песком, а одно блюдо на  обед – щи – не имели никакого вкуса и без говядины. Продовольствует арестантов тюремное отделение Губернского правления по 12 копеек на человека в день. Арестанты, коих в день посещения содержалось 64 мужчины и 7 женщин заняты работами. По 1 июля заработано 756 рублей. Работы введены только второй год и производятся довольно выгодно и успешно. 

Можайская тюрьма. Тюрьма помещается в каменном здании, часть нижнего этажа окнами во двор и на улицу занята Казначейством, верхний этаж – полицейским управлением, а частью пустует, за выездом оттуда Земской управы т.к. занимаемое Управой помещение совершенной ветхости и уже не может быть обитаемо. Соответственно, тюрьма помещается лишь в 5 камерах в нижнем этаже главного корпуса. Камеры эти до того сыры, несмотря на открытые окна, обдает сыростью и совершенно затхлым воздухом, все стены покрыты плесенью, пол и накат под полом сгнили и местами даже провалились, оконные решетки не держатся на местах от промозглости кирпича и гнилости колод. 

Отхожее место, устроенное вне здания, в холодной пристройке, настолько плохо и ветхо, что грозит опасностью падения. Две камеры в настоящее время никем не занимаются по невозможности держать там людей без вреда для здоровья, другие же камеры должны быть признаны к зиме невозможными для помещения там арестантов. 

Отделенные 2 здания, где квартира начальника, кухня и баня находятся в таком же состоянии.

Исключение составляет 2-этажный флигель во дворе, где помещаются больница и молитвенные комнаты на 2 этаже и 5 небольших камер в нижнем этаже, занятых 1 – кладовой, 1 – пересыльными арестантами, 1 – женщинами, 2 - квартирами надзирателей.

Несмотря на ужасающее состояние тюрьмы, по бумагам значится, что в 1889-1890 гг. в ней проведен капитальный ремонт на 4000 рублей.

Тюрьма обнесена деревянным забором, работ в ней никаких не производится, огорода не устроено. Закрыть тюрьму невозможно, т.к. обычно в ней содержится до 100 человек, а также пересыльные арестанты партиями более 100 человек. 

Серпуховская тюрьма. Все вышесказанное мной к Можайской тюрьме, можно отнести и к Серпуховской. Содержится до 150 человек, пересыльная, работ не производится. Серпуховская тюрьма, как и Можайская, помещается в одном доме с Полицейским управлением и казначейством, она занимает в нижнем этаже 7 камер и слесарную мастерскую в 8-й камере. На 2 этаже находится квартира начальника, контора, больница, в 3-х комнатах – мастерские. На 3 этаже – церковь. Содержалось 60 арестантов и 9 женщин. В тюрьме, на средства Тюремного комитета, хозяйственным способом, трудом заключенных устроены 21 железных подъемных коек. Служба надзора состоит из 11 надзирателей, из которых 9 штатных, 2 вольнонаемных на средства комитета попечительного о тюрьмах».


Материал подготовил

Тулупов А.Л.,

подполковник внутренней службы в отставке


[1] Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича.Спб., 1906. С.17.

[2]ГАРФ, ф.123, оп.1, д.5 л.20-21

[3]ГАРФ, ф.123, оп.1, д.5 л.30

[4]ГАРФ, ф.123, оп.1, д.25 л.150

[5]ГАРФ, ф.122, оп.1, д.2557 л.68

[6]ГАРФ, ф.122, оп.1, д.1982 л.1

[7]ГАРФ, ф.122, оп.1, д.1982 л.1-3

[8]ГАРФ, ф.122, оп.1, д.2140 л.6

[9]ГАРФ, ф.122, оп.1, д.1982 л.4

[10]ГАРФ, ф.122, оп.1, д.1982 л.7

[11] ГАРФ, ф.122, оп.1, д.2557

 

Дата последнего обновления: 19.04.2022 07:30

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Направить сообщение в УФСИН России по Московской области через Госуслуги
Решаем вместе

Телефон дежурной части